Тульские мастера создают иконы для восстановленного придела в храме Рождества Богородицы на Куликовом поле

Тульские мастера создают иконы для восстановленного придела в храме Рождества Богородицы на Куликовом поле

Завершаются масштабные работы по реконструкции придела Сергия Радонежского в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. Тульские иконописцы  Юрий и Надежда Земцовы трудятся над иконами, которые украсят его алтарную преграду. На основании описания иконостаса и сохранившихся фотографий были отобраны 24 образа, которые соответствуют утраченному оригиналу, православным канонам и повествуют о событиях Куликовской битвы.

В июле 2021 года в храме Рождества Пресвятой Богородицы был освящен восстановленный иконостас с копией уникальных Царских врат XVI века в приделе Сергия Радонежского. Придел занимал левый угол трапезной храма, его алтарная преграда была утрачена, но сохранилась главная реликвия – центральные двери иконостаса были вывезены в начале XX века с Куликова поля, а сегодня хранятся в Государственном историческом музее.

На основе описаний и фотографий начала прошлого века, изучив экспонат московского музея, специалисты Художественно-производственного предприятия «Софрино» воссоздали иконостас с копией Царских врат. Летом конструкция алтарной преграды была смонтирована в храме Рождества Пресвятой Богородицы, но завершены в ней полностью были только главные врата. Сама алтарная преграда несколько месяцев оставалась безликой, но вскоре все иконы иконостаса займут свое место.

Образа для главного убранства придела Сергия Радонежского создают тульские мастера-иконописцы Юрий и Надежда Земцовы. С музеем-заповедником Юрий Земцов сотрудничает с 2002 года. За два десятилетия мастер создал 13 икон, большая часть из которых находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино. Это и иконографическое изображение главы русского войска – святого благоверного Дмитрия Донского, и его небесного покровителя – Дмитрия Солунского, святые преподобные Андрей (Ослябя) и Александр (Пересвет), несколько разноформатных сюжетов Рождества Пресвятой Богородицы и иконы Богоматери Донской, а также другие святые.

за работой.pngСупруги учились иконописи в одно время: Надежда – в иконописной школе нижегородского братства во имя святого благоверного князя Александра Невского, Юрий – в Туле и Богородицке, у известного иконописца Сергея Щербатых. Земцовы ориентируются на древнерусскую иконопись.

По традиционной средневековой технологии темперной живописи они готовят, или, как принято говорить у иконописцев, «творят» краски, используя натуральные пигменты. Все - из материалов, которые дает природа. Так, к примеру, одна из главных железных руд – гематит - позволяет добиться различных оттенков - от темно-фиолетового до красно-коричневого. Покупают иконописцы и полудрагоценные камни – малахит и лазурит. Минералы измельчают в ступке, растирают на стекле с яичной эмульсией, состоящей из желтка и яблочного уксуса, который делают сами из собственного урожая. Получается краска, способная держаться на поверхности загрунтованной доски.

На сегодняшний момент большинство икон для иконостаса Богородицерождественского храма Куликова поля уже написаны. Над главным входом в алтарь появится изображение Троицы. Справа и слева от нее над Царскими вратами - сцены причащения Иисусом Христом святых апостолов. В «коруну» поместят три образа, называемые «Деисус», - Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Предтечи.

Верхний ряд алтарной преграды придела Сергия Радонежского украсят две иконы. Слева от царских врат будет установлен образ преподобного Сергия Радонежского. Икону, расположенную на одном уровне с преподобным старцем справа от Царских дверей, на сохранившихся фотографиях определить не удалось. Было несколько вариантов, кого поместить на это место – Алексия или Киприана Московских. Однако окончательный выбор пал на Дмитрия Донского, несмотря на то, что к лику святых московского князя причислили только в 1988 году, почти через сто лет после создания иконостаса. Этот выбор не случаен - на Куликовом поле его всегда почитали как святого.

придел.pngВ местном ряду -  четыре иконы, среди которых также есть парные образы. Слева от царских врат – икона Донской Божьей Матери. Для иконостаса 19 века ее писали с образа, хранившегося в Благовещенском соборе города Москвы. По преданию, он был поднесен Дмитрию Донскому пред Куликовской битвой, а написан Феофаном Греком. Для воссозданного иконостаса Юрию Земцову потребовалось решить сложную задачу – вписать оригинальный образ Богоматери Донской в более вытянутый формат.

В пару Богоматери Донской справа от Царских врат будет помещен и образ Спасителя. Для иконостаса конца XIX века его писали с иконы из московского Симонова монастыря, где покоятся герои Куликовской битвы – иноки Ослябя и Пересвет. По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем. Поскольку образ не сохранился до наших дней, и об его особенностях нельзя судить по фотографии прежнего иконостаса, икона Спасителя выполнена в классической иконографии Вседержителя.

На диаконских дверях алтарной преграды встанут архангелы: предводитель небесного воинства Михаил рядом с Богоматерью Донской, справа от Спасителя – Гавриил.

Иконы супруги Земцовы пишут на темном зеленом фоне, вторя уже избранным в мастерских «Софрино» образам для Царских врат. Как считает Юрий, их коллеги ориентировались на дореволюционную фотографию. На ней и читается темный фон, который присущ иконописи эпохи модерн, ориентированной на возрождение древнерусской традиции XVI века. Благодаря этому на темном фоне ярче играют краски и сусальное золото.

К следующему году иконописцы Земцовы подготовят миниатюры, которые будут помещены на столбиках Царских врат. Это 12 изображений святых, чей подвиг  непосредственно связан с богослужением,  святителей, архидьяконов, гимнографов. Среди них Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, Николай Мирликийский и Спиридон Тримифутский и другие.

миниатюры.pngВернуть исторический облик храму Рождества Пресвятой Богородицы музею-заповеднику «Куликово поле» удалось благодаря народной поддержке. О сборе средств на восстановление придела Сергия Радонежского было объявлено в 2017 году на пресс-конференции в Международном информагентстве «Россия сегодня». Акцию благословил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Свою лепту в разработку проекта и восстановление иконостаса Сергия Радонежского внесли служители и прихожане тульских и московских храмов, посетители музея-заповедника и участники событийных мероприятий. Компания «Газпром трансгаз Москва» выделила более половины необходимой суммы на создание иконостаса и полностью спонсировала создание икон для него.

разделитель красный

Историческая справка о храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Монастырщино

Храм Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в письменных источниках после 1676 года. Однако в народном предании сохранились сведения о более древней деревянной церкви, существовавшей в селе Монастырщино. Тот первый храм возник волею Дмитрия Донского сразу после Куликовской битвы недалеко от могилы павших русских воинов. Он был снабжен утварью из походной церкви московского князя, а царские врата для ее иконостаса были присланы преподобным Сергием Радонежским, благословившем русские полки на победу над Золотой Ордой.

Во время строительства нового каменного храма в Монастырщине в 1865-1884 годах древние врата несколько лет хранились на чердаке старой деревянной церкви. В 1884 году местный помещик граф А.В. Олсуфьев перевез их вместе с остатками иконостаса в столицу. Произведения древнерусского искусства были представлены в Гатчине императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. Врата вызвали большой интерес у просвещенной публики.

Член императорского общества любителей древней письменности архитектор-искусствовед Н.В. Султанов сделал их научное описание и разработал для церкви в селе Монастырщино проект придельного иконостаса во имя Сергия Радонежского с древними царскими вратами. 31 марта 1885 года возобновленный иконостас был представлен императору. Тот выразил «полное одобрение исполнению всех работ» и согласился оплатить все расходы. После этого иконостас доставили с обозом в село Монастырщино. 7 сентября 1887 года накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы и 507-й годовщины Куликовской битвы архиепископ Тульский и Белевский Никандр освятил придел Сергия Радонежского в торжественной обстановке при большом стечении народа.

Сохранилось не только описание придела Сергия Радонежского в храме села Монастырщино. В «Альбоме иконостасов» в 1904 году был опубликован рисунок иконостаса как образец «русского стиля».

В советский период директор музея «Коломенское» П.Д. Барановский как представитель комиссии по охране памятников искусства и старины изъял царские врата из иконостаса для своего музея. В 1941 году при эвакуации музейных ценностей царские врата были вывезены из Москвы и вернулись в столицу лишь в 1944-м. Минуя «Коломенское», они отправились в Государственный исторический музей. С тех пор они украшают его постоянную экспозицию, подверглись повторной реставрации.

разделитель серый.png

Пресс-служба Государственного музея-заповедника «Куликово поле»

Любовь Котикова, +7 (4872) 36 27 79, доб. 172

+7 963 227 16 72

Комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
Еще никто не комментировал, будьте первым!