Куда и к кому бежал Лев Толстой из Ясной Поляны?

Знаете ли вы, что 10 ноября 1910 года в 5 часов утра из своего дома в Ясной Поляне ушел 82-летний Лев Толстой?
Перед уходом он оставил письмо, которое предназначалось для Софьи Андреевны:
Кроме всего дурного, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых я жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни
Священная мысль о прекрасной стране жила в сердце Толстого, когда он шёл за сохою, как истинный Микула Селянинович древнерусского эпоса, и когда он, подобно Беме, тачал сапоги, вообще искал случая прикоснуться ко всем фазам труда.
Без устали разбрасывал этот сеятель жизненные зёрна, и они крепко легли в сознание русского народа. Бесчисленны дома имени Толстого, толстовские музеи, библиотеки и читальни его имени. И разве можно было вообразить лучшее завершение труда Толстого, как его уход в пустыню и кончину на маленьком полустанке железной дороги?
Удивительный конец великого путника!
Как известно брак Толстого с его женой Софьей Андреевной длился 48 лет и все это время она была ему хорошей женой. У них было 13 детей, при этом она всегда исключительно нежно и внимательно выполняла материнские обязанности и образцово вела хозяйство, а также активно помогала мужу в переписывании и подготовке рукописей мужа к печати.
Однако, к 1910 году отношения Толстого с его женой до крайности обострились. Дошло до того, что в Ясную Поляну были приглашены психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно. После двухдневных исследований и наблюдений, они установили диагноз «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой».
Разумеется, данная ситуация не возникает на ровном месте. И если жена готова была смириться со стремлением мужа быть проще и ближе к народу, то желание отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1881 года, вызвало волну негодования.
Данная реакция вполне ожидаемая, ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. То есть с одной стороны желание спасти весь мир, а с другой стороны более приземленное желание дать детям все необходимое для достойного будущего.
К слову, впервые о своем желании отказаться от авторских прав Толстой заявил в 1895 году, после чего в своем дневнике он обратился к своим детям с просьбой так же отказаться от наследования авторского права.
Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, - мы наградили бы богатые фирмы издательские...
В ночь с 9 на 10 ноября Лев Николаевич проснулся от того, что его жена роется в его кабинете – это стало последней каплей. Так закончился Многолетний мировоззренческий конфликт с женой Софьей Андреевной, когда граф Толстой тайно покидает собственный дом, сопровождаемый лишь врачом Душаном Петровичем Маковицким.
Кроме Маковицкого о побеге знала лишь его младшая дочь Саша, которая, единственная из членов семьи, разделяла взгляды отца.
Лицо страдальческое, взволнованное и решительное. «Я решил уехать. Вы поедете со мной». Задача была достать из спальни чемодан, не разбудив Софью Андреевну, которая держала все двери открытыми, чтобы проснуться, если что, от любого шума. Толстому это удалось.
Дочь Саша и ее подруга Варвара Феокритова собрали чемодан, узел с пледом и пальто, корзину с едой. Лев Николаевич пошел в конюшню помочь запрячь лошадей
Возможно именно это решение и было роковым в судьбе писателя, так как вагон, в котором они ехали был забит и прокурен, от чего Толстой начал задыхаться и был вынужден переместиться на площадку вагона, где дул ледяной встречный ветер.
Как известно, писатель был отлучен от церкви, поэтому считается, что Толстой надеялся встретиться с кем-нибудь из прославленных старцев Оптиной пустыни, чтобы пересмотреть свои взгляды, но – не случилось.
Хоть писатель и провел 8 часов в Оптиной пустыни, он так и не сделал первого шага. Лев Николаевич беседовалс заведующим гостиницей отцом Михаилом, бродил по окрестностям скита, дважды подходил к дому старца о. Варсонофия, стоял у калитки, но так и не вошел.
Из Оптиной пустыни далее путь Толстого лежит в Шамординский женский монастырь (Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордине), где сестра Льва Николаевича Мария с 1891 года жила монахиней.
Сперва Лев Толстой решил остаться и даже стал приглядывать домик в деревне, однако уже на следующий день приехала его дочь с известием из Ясной Поляны о плачевном состоянии Софьи Андреевны. Однако главная причина спешного отбытия писателя заключалось в том, что его текущее местопребывание если не открыто, то вот-вот откроется, и его не оставят в покое.
Утром 31 октября Толстой уехал из Шамордино.
Куда ехать дальше не знал ни сопровождающий Толстого, ни сам писатель. Железнодорожные билеты на станции Козелск, в целях конспирации, покупаются до Ростова-на-Дону, хотя предполагается сойти с поезда в Новочеркасске. Но в поезде Толстому становится хуже, простуда обернулась воспалением легких.
Его спутники принимают решение выйти на станции Астапово, где размещают Льва Николаевича в доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина.
Именно здесь, 20 ноября 1910 года в 6 часов 5 минут и скончается великий русский писатель. Ныне станция носит название Лев Толстой, но это отдельная история…