Комиксы - язык визуального повествования. Как изменилась гик-культура за последние годы.
В первых числах сентября в Туле должен был пройти большой фестиваль о современной детской и подростковой литературе - «ЛитераТула 2021», куда наша редакция была приглашена, как информационный партнер. Фестиваль, увы, перенесли на неопределенный срок из-за эпидемиологической обстановки.
Что примечательно, на самом фестивале было запланировано множество различных мероприятий, но особое место на нем должны были занять комиксы. Среди приглашенных гостей, для проведения лекций и мастер-классов, было очень много иллюстраторов и комиксистов. Сейчас мероприятие такого масштаба не является чем-то необычным. Ежегодно проходят множество подобных ивентов, а среди любителей гик-культуры можно особенно выделить ComicCon.
Индустрия комиксов в России кажется идет на подъем, а его комьюнити продолжает расширяться. Многие уже привыкли к блокбастерам от Marvel, даже люди далекие от комиксов.
Совсем недавно в кино ярко выстрелил «Майор Гром: Чумной Доктор», снятый по отечественному комиксу, которого не обсудил, пожалуй, только ленивый. Кто знает, может быть совсем скоро какой-нибудь Netflix начнет скупать права на адаптацию и экранизацию наших комиксов там, на западе.
Постер фильма «Майор Гром: Чумной Доктор»
Но так было не всегда. Еще 15 лет назад рынок комиксов был не такой как сейчас. Специализированных магазинов почти не было. А отечественные комиксы рисовали тогда только энтузиасты. О собственной публикации, наверное, можно было только мечтать.
Лично мне, как дизайнеру и художнику, очень импонирует идея написать свою историю, а по сему интересно и взглянуть на отечественную индустрию комиксов из-за кулис. Поэтому, на правах информационного партнера, я связался с одним из приглашенных гостей фестиваля «ЛитераТула», а именно это был Алексей Горбут.
Алексей художник комиксов, иллюстратор, сотрудничает с ведущими российскими издательствами - BUBBLE, Комильфо, Альпака, Vicious Membrane. Является художником комиксов: «Майор Гром 1939», «Вор теней», «Мир», «Мутаген», «Победители невозможного», «Остров маньяков», «Еретик» и многих других. Работает в духе классики золотого века американских и европейских комиксов, фэнтези иллюстрации.
Фото: Алексей Горбут
Алексей помог пролить свет на то, что сейчас происходит на русском рынке комиксов и каково быть в амплуа комиксиста.
Интервью:
Сергей: Добрый день, Алексей. Меня зовут Сергей, я представляю портал оТулеRU. Знаете, в нашей редакции практически все неравнодушны к комиксам. И даже у меня самого есть давняя мечта – попробовать нарисовать комикс. Так что мы хотели бы пообщаться с людьми в принципе создающими и развивающими эту сферу в России. Можете рассказать немного для наших читателей о том, как вы начинали свой творческий путь?
Алексей: Я просто всегда рисовал, честно, сколько себя помню. Всегда чего-нибудь рисовал с детства и это очень мне нравилось.
Сергей: В какой момент вы осознали, что хотите именно рисовать комиксы и даже зарабатывать на этом?
Алексей: В детстве, если честно, ну в моем детстве не было магазинов комиксов и не было вообще даже намека на индустрию комиксов, в том виде, в котором она сейчас есть в России. И как-то однажды я увидел рисованную историю и в итоге мне захотелось сделать тоже самое.
Я учился, пытался как-то, вот кино американское смотрел, где время от времени появлялись магазины комиксов, сами комиксы и это было для меня чем-то немножко инопланетным.
Сергей: Скажите, а с какими трудностями вообще вы столкнулись на пути становления комиксистом?
Алексей: Ну, во-первых, у нас не было самой индустрии, как сейчас. Она только появляется, но вот лет 10 назад, такого понятия как российская индустрия не существовало.
Были какие-то попытки издания западных комиксов и это было так все разрозненно. Были фестивали комиксов, которые скорее выглядели как экзотическая выставка, где комиксы существовали в рамках висения на стене плакатов.
Не было магазинов комиксов как сейчас, не было каких-то специальных изданий, которые выпускают только комиксы и этим существуют.
Сергей: И соответственно не было никакой информации, как рисовать, где публиковать.
Алексей: А вот информация-то была. Потому что в нулевые годы активно выходили книжки «Как рисовать комиксы» и в книжный магазин, когда я приходил, там не было возможности купить сами комиксы, но продавалась масса книг «Как рисовать мангу», «Как рисовать крутые комиксы».
Примеры литературы по созданию комиксов
Сергей: Если я правильно выражаюсь, всё-таки вы рисуете русские комиксы, но так или иначе с явным западным влиянием. А вот было ли вам интересно когда-нибудь поработать над мангой. Вообще, что думаете об этом направлении комиксов?
Алексей: Я думаю, что манга - это очень здорово и то, какое влияние манга оказывает на российский комикс - это просто бесценно. Насколько я знаю, владельцы магазинов у нас все говорят, что манга очень хорошо продается. И я, конечно, слежу за тем, что выходит на русском языке - это очень большое количество манги. Это значит, что ее покупают и молодые художники и не только.
В общем, у нас в России много художников, которые рисуют мангу и о них просто никто не знает. То есть, это бесценный вклад. Мне самому манга нравится, но делать хочется немножко другое. Мне ближе именно такие, классические.
Страница из манги «Берсерк»
Сергей: А вот, недавно буквально выстрелил Майор Гром, фильм по комиксу, к которому вы причастны. Вообще, как вы считаете, привлечет ли сам вот этот факт больше начинающих художников в индустрию и больше читателей в мир комиксов? Потому, как мне кажется это достаточно ключевое событие для нашей страны.
Алексей: Но сразу оговорюсь, что Майор Гром придумал не я, а я рисую только серию «Майор Гром 1939», вышла книжка и одна история в сборнике, то есть такие альтернативные приключения Майора Грома.
А что касается того, будет какое-то развитие комикс индустрии благодаря этому фильму, оно не то, что будет, оно уже есть. Но по опыту того, как появляются новые читатели у издательства BUBBLE, у них же не только Майор Гром, у них много других есть комиксов.
Комикс «Майор Гром 1939»
В Екатеринбурге, например, есть магазин комиксов и я дружу с его владельцем, он рассказывает, что просто люди приходят и говорят мы вообще про комиксы ничего не знали, мы хотели купить Майор Гром, а потом увидели, что вот сколько всего оказывается есть. И вот так бывает.
Так вот люди, в общем-то узнают благодаря фильму, что вообще в России есть какие-то русские комиксы и это здорово.
Сергей: А как ты думаешь, что тормозит рынок комиксов в России или же у нас сейчас наоборот ситуация стабилизируется?
Алексей: Я скажу, опять же от лица владельца магазина, что никогда не угадаешь. Невозможно предсказать. Но, что именно тормозит... Мне кажется, что недоверие со стороны читателей к русским комиксам. Потому, что есть некая такая волна русофобии. Что американские комиксы - это заведомо что-то сразу качественное, потому что там эта уже десятилетиями формировалась культура и люди уже, грубо говоря, набили руку на всем этом. А у нас она только появляется и, следовательно, все русские авторы это - лишь попытки что-то делать. Так что это недоверие к российскому правда нужно преодолевать качественными работами.
Сергей: Хотел еще спросить, какие авторы комиксов повлияли на тебя больше всего? Кого читаешь сам, кого уважаешь и любишь, расскажи.
Алексей: Но я в основном люблю классических авторов, многих, к сожалению, уже нет в живых. Мне очень нравятся такие художники как Джек Кирби, ну такие прям классические, Стив Дитко мне нравится.
Мне очень нравятся малоизвестные комиксы, авторы такие как Джек Дэвис, например, художники такие как Джонни Крэйг. Но знаете, вот я сейчас навскидку называю имена, примерно 100 человек где-то так уложиться в этот список, просто я самых таких известных назваю.
Если говорить про нынешние, то это конечно Эстебан Марото, Хосэ Гонзалес, мне очень испанские художники комиксов нравятся, которые работали сначала в испанской индустрии в 60-х, а потом попали в американскую индустрию и стали звездами комиксов в 70-е годы.
Фото: Джек Кирби
Сергей: Вот, если вернуться к отечественным комиксам, сильно ли отличаются вообще наши комиксы по подаче, по структуре, например, от любых других зарубежных.
Алексей: Ну у нас их очень мало. То есть, есть конечно огромный пласт авторского комикса, который примерно одинаково выглядит и который немножко сложно читать, это такие вэб-комиксы.
Есть такой сайт acomics.ru и туда любой желающий может выкладывать свой комикс. И люди, которые там сидят, они прекрасно понимают, зачем они туда идут, они идут за авторским комиксом и в общем-то это здорово.
Если говорить о том, что печатается, у нас очень много таких шутливых работ, но вместе с этим есть супер-серьезные вещи, как например «Сурвило» Ольги Лаврентьевой, в которой история про её бабушку, как она пережила репрессии, блокаду и прочее. То есть темы, одна от другой отличаются кардинально.
Комикс «Сурвило»
Сергей: А если взять, например, какие-то флагманские, очень крупный для России серии, того же Майора Грома или же Инок, они не близки ли к американским, ну в смысле, насколько были бы они чужды или наоборот понятны для той аудитории? Конечно, с русской точки зрения, наверно сложно судить…
Алексей: А вот очень-очень сложно на самом деле, вы правы. Но если сказать по опыту того, как фильм на Netflix вышел и занял первые строчки, и, по-моему, до сих пор там держится в ТОП’е, то есть независимо от национальной принадлежности он все же находит отклик.
Наверное, комиксы тоже находили бы. И я знаю, что BUBBLE на английском тоже выпускали, у них есть версии их комиксов на английском языке, потому что они неоднократно участвовали в фестивалях ComicCon. Это крупнейший фестиваль комиксов в мире, его в 70-е годы сами художники комиксов решили сделать как независимый конвент, он считается одним из самых мощных.
Наверняка там у них своя аудитория есть, Роман Катков рассказал, что там есть люди, которые специально к нему приходили из года в год, говорили мы вас помним, мы пришли за вашими комиксами. Постепенно, возможно западная аудитория будет воспринимать российский комикс как часть мировой комикс-культуры, от которой мы были оторваны, к сожалению.
Сергей: Я думаю для тебя не секрет, что большинство людей в принципе воспринимают очень многие творческие профессии несерьезно, что работа дизайнера или иллюстратора – что это все очень легко. Можешь ли ты развеять этот миф и рассказать о сложностях при создании комикса. И какие ключевые этапы в работе над комиксом ты проходишь?
Алексей: Ну я сразу могу сказать, что работа художника комиксов — это очень тяжелая штука потому, что там надо не только очень много рисовать.
Это значит, что нужно, во-первых, иметь дисциплину, то есть заставить себя пойти просто и начать рисовать. Знаете, бывает в Екатеринбурге аномально-жаркая погода. Сейчас плюс 36 градусов фиксируется и это нереально жарко, но надо все равно идти рисовать. Во-вторых, нужно постоянно совершенствоваться в этом, одно дело написать картину, вот одну большую картину, которую вы будете делать месяц.
Условно говоря, там будет какой-то сюжет, а другое дело сделать сто страничную книгу, где каждая страница состоит из нескольких картинок, которые кроме того, что оно должны быть понятно и внятно нарисованы, они должны ещё историю рассказывать.
И читатель, когда читает комикс, он должен думать о том, что же произойдет дальше, а не о том, куда ему смотреть на картинки или подмечать ошибки художника. Когда начинаешь замечать, как сделано произведение, уже перестаешь им наслаждаться.
Сергей: В плане повествования, художник сам придумывает историю, или же работает в паре, со сценаристом или неким писателем?
Алексей: Не то, чтобы всегда, но в 90% случаев я работаю со сценаристами. Вот с Алексеем Волковым мы сделали много комиксов, еще в 2017 у нас вышла первая книжка и с тех пор мы навыпускали уже много.
Он в общем-то придумывает сценарий, такую вот основу, где есть описание того, что происходит вкратце, кто что говорит, и на основе этого я делаю отрывки раскадровки.
А вообще, как выглядит процесс: мне присылают сценарий, условно говоря вот выпуск, я сейчас работаю над комиксом Вор Теней, он состоит из четырех историй по 20 страниц каждая. То есть, мне приходит сценарий на 20 страниц, я его читаю и, если вижу, что там появляются какие-то новые персонажи, я делаю концепт-листы, а следом где нарисован персонаж крупная его голова в профиль, возможно какие-то элементы, повороты этой головы.
Комикс «Вор Теней»
После того как все эти персонажи появились, я рисую раскадровки - это такие маленькие наброски каждой страницы, где очень условно нарисовано действие в каждом кадре. Определяется кол-во кадров для действия, с учетом того, сколько текста нужно оставить. Раньше делали текст вручную, а сейчас делают текст на компьютере.
Дальше я все это дело сканирую, добавляю текст в раскадровки, чтобы уже точно понимать, что для него достаточно места. Опять же, чтобы в дальнейшем человек мог сделать нормально леттеринг.
Потом приступаю к чистовикам. Сначала рисую карандашом все страницы, потом делаю контуры, обвожу кистью или маркером, тушью, т.е. много инструментов и потом делаю цвет. А потом отправляю в издательство. Там уже финально добавляется текст. И в общем-то готова страница комикса.
Сергей: А вот еще такой вопрос. Допустим, если бы я был автором комикса, какие у меня шансы вообще издать свою работу? Существуют ли какие-то определенные требования, которым должен соответствовать комикс, чтобы его издали?
Алексей: Честно сказать, самое главное требование - это сделать комикс вообще. Потому что, есть такое понятие как самиздат.
Вы можете просто взять и нарисовать свой комикс, отнести его в типографию ближайшую, и сказать здравствуйте, а можно мне 100 копий напечатать, просто за свой счет сделать. И будет у вас 100 копий вашего комикса, который вы можете раздавать на фестивалях. Просто подходить к издателям и говорить, что вот я рисую комиксы, смотрите, и просто показать.
Есть также свои аллеи авторов, где можно тоже участвовать и показывать свои работы. То есть, понятное дело, что миллиарды вы не заработаете, но это отличный способ показать свою продукцию как потребителям, так и будущим издателям.
Честно сказать, первый комикс я так и делал, потому что в далеком 2014 году, когда я увидел, что в России начало что-то появляться, естественно мне захотелось тоже в этом участвовать. И я сделал первый комикс где-то сидя у себя в комнате ночью, в отрыве между работой и учебой. А потом напечатал его за свой счет, вот так вот по 100 копий, сам на принтере печатал и в общем-то поучаствовал потом в фестивалях.
Но, честно сказать, первый самиздатный комикс, я вообще выкинул на барахолке Вконтакте в 2015 году и первый, кто его купил, был Виталий Терлецкий, на тот момент это был главный редактор издательства «Комильфо». И я просто офигел, честно говоря, от того, что это кому-то надо.
Сергей: Но вот, собственно мы к самому интересному вопросу можно сказать и подобрались. Сложно ли зарабатывать на комиксах и продвигаться авторам комиксов в России?
Алексей: Cложно. Потому что свою аудиторию надо воспитывать. Просто нужно быть готовым к тому, что аудитория вообще не готова, к тому, что вы делаете. Но нужно выкладывать в сеть, создавать группу ВКонтакте или Инстаграме или Твиттере и выкладывать туда, надеясь на то, что у вас появится своя аудитория.
Вот у нас есть комикс «Вор Теней» называется, он сначала выходил короткими историями, с 18 или 19 года он в синглах выходил и параллельно его выкладывали на разных ресурсах. Люди могли просто почитать, потом уже если хотели, могли поддержать и купить его. И самое приятное, что люди подходили в Москве ко мне и говорили, что читали его и теперь хотят купить и покупали.
Сергей: Не накладывает ли издательство ограничения какие-то, ну допустим, вы же по контракту всё-таки работаете и, если издательство издает ваш комикс, а параллельно с этим вы его сами можете куда-то бесплатно выложить. Вот с этим - проблем не бывает?
Алексей: А что касается того же Вора Теней, то это была инициатива во многом издательства. То есть, на тот момент Иван Чернявский, который занимался делами в издательстве, он это поддержал, сказал здорово, давайте это делать. Это очень положительный опыт, того же Виталия Терлецкого, который все свои комиксы в электронке выкладывает, но при этом они у него очень хорошо продаются и в печатном виде.
Сергей: А нет ли какой-то такой статистики, может быть информации, продаются ли наши русские комиксы за рубеж?
Алексей: Я знаю, что есть авторы наши, русские, которые рисуют именно на зарубежную аудиторию. То есть, это уже не российские комиксы, которые перевели и выпустили на западе где-то. Есть авторы, которым сразу на запад рисуют и о них мало кто знает в России, но на западе о них знают.
Но есть некоторые работы, которые вышли в переводе. Это я знаю Ольга Лаврентьева комикс «Сурвило» вышла как раз на нескольких языках. У нас с Алексеем Волковым книжка «Победители Невозможного» вышла, боже мой, по-моему, на польском или на чешском языках. Есть еще, Уткин его фамилия, тоже у него на западе сначала выходили сказки, он будет на «ЛитераТуле».
Если честно российский комикс на западе очень слабо представлен. То есть, для людей на западе, когда они узнают, что в России есть комиксы, я немножко с иностранцами дружу благодаря интернету, они удивляются, что у нас есть комиксы, оказывается.
Фото с фестиваля ЛитераТула
Сергей: В последнее время, наверное, эта ситуация немножко меняется. Особенно последние пару лет был прямо активный бум интереса вообще всего мира в сторону России. Плюс сейчас Netflix активно скупает очень много различных сериалов и фильмов для адаптации в принципе, как в Америке, так и на весь мир. Ну и по последней информации самый просматриваемый мультик в YouTube это Маша и Медведь, поэтому я думаю с Россией, наверное, сейчас все познакомились очень хорошо и в ближайшее время, если бы заняться всерьез, то я думаю экспорт русских комиксов за рубеж был бы возможен.
Алексей: Это было бы здорово конечно, потому что там лимит доверия к комиксам несколько выше, он побольше. Там воспринимают авторов с интересом. У нас же просто русский комиксист - это когда пойду помою руки после тебя. Мем недавно вот видел такой.
Есть определенная доля снобизма у людей, так называемых знатоков, которые считают, что они прочитали все возможные классические и малоизвестные комиксы западные. И теперь, когда они видят российский комикс, у них пренебрежительное отношение к нему. Куда ты лезешь вообще. Из этой серии… Но на такое не надо обращать внимание.
Сергей: Собственно, вот и финальный вопрос, достаточно банальный, но какие у вас планы на будущее, ставите для себя какие-то цели?
Алексей: Надо сделать больше комиксов. И чтобы их читали, естественно. Поэтому хочется делать какие-то реально интересные, так чтобы это не было просто комиксы ради комиксов. Хочется, чтобы люди читали и верили в эти истории, поддерживали. Ну, и естественно, хочется еще лучше рисовать.
Сергей: Ну, Алексей, наше интервью подошло к концу. Спасибо, что уделили нам время, было приятно с вами познакомиться. От себя хочу пожелать вам успехов, стать ещё круче и нарисовать больше классных историй. А главное, приятно провести время у нас в Туле на предстоящем фестивале.
Алексей: Спасибо большое, что пригласили, мне тоже было очень прямо пообщаться
На тот момент, я еще не знал, что фестиваль отменят и надеялся еще раз поболтать с Алексеем лично, но уже в живую. Думаю, такая возможность ещё представится.
Что я вынес для себя из этого разговора, так это то, что возможно более подходящего времени для своего комикса может уже не быть. Эта сфера активно развивается и сейчас есть все для того, чтобы стать автором и успешно дебютировать.
Пример моего комикс арта
Аудитория в целом активна и проявляет теплый интерес к комиксам. Да и дикой конкуренции за внимание среди авторов нет. В равной степени сейчас возможно все. Что же до самих комиксов, то мне больше интересна манга. И если классические и авторские комиксы у нас развиты хорошо, то вот с мангой проблемы. Первопроходцы были, но этого явно мало для индустрии, её нужно кому-то двигать.
Кто знает, может быть лет через 5, кто-то возьмет интервью уже у меня самого. Но до этого момента нужно хорошо потрудится. Чем я сейчас, активно и занимаюсь. Посмотреть на это можно в моей группе Вконтакте.